r
 
На главную История населённых пунктов

Филиппов Е.В. Город Баталпашинск: проекты и реалии // Региональные исследования по отечественной истории и культуре. Вып. 3.: сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры истории и музееведения. Краснодар, 2004. С. 109–116.

 

 

Филиппов Е.В.

 

Город Баталпашинск: проекты и реалии.

 

Преобразование населенных пунктов в города на Кубани не раз встречало препятствия. Жителям некоторых из них удалось добиться преобразования, другим же пришлось вести довольно длительную борьбу, однако успехов в дореволюционный период они не имели. Гораздо позже, уже в советское время, часть подобных поселений, имевших значительные успехи в экономике, была преобразована в города. Стоит заметить, что вопрос отнесения того или иного поселения к городским вызывает много споров и в настоящее время. Попробуем выяснить, завершено ли было юридическое оформление города Баталпашинска в дореволюционный период или же это осталось только в проектах.

Баталпашинский отдел во всех отношениях был исключением среди отделов Кубанской области. Здесь жители войскового сословия составляли лишь 35 %, а из 65% невойскового населения 30 % были не русского происхождения; горцев было 82 тыс. человек (это 60 % всех горцев, живущих в Кубанской области) [4, Л.74]. Центром этого отдела являлась станица Баталпашинская (город Баталпашинск с 1931 г.[1, с.38], в 1934 г. город Ежово-Черкесск, а с 1939 г. – Черкесск)[6, с.516].

После окончания Кавказской войны, в связи с возросшим экономическим положением станицы Баталпашинской предпринимается попытка преобразования станицы в город. В 1869 году было принято официальное решение. В императорском указе об устройстве Кубанской и Терской областей, данных Правительствующему Сенату 30 дек. 1869 г. Говорились о необходимости «сосредоточить уездные управления вновь образованных Баталпашинского и Майкопского уездов в укреплении Майкоп и станице Баталпашинской, с переименованием их в города» [11]. Но так как у указанны населенных пунктов не было собственных средств на содержание городской полиции и городского общественного управления, то преобразование этих городов наместником кавказским было отложено до 1-го января 1871 года. К этому времени войсковое начальство должно было найти источники финансирования, составить проект упрощенного общественного управления в предполагаемых городах и разработать план их заселения. В отношении Майкопа проект был исполнен, и крепость Майкоп превратилась в город, что же касается станицы Баталпашинской, то с 1-го января 1871 года здесь были открыты лишь уездные административные учреждения [3, Л.8-8 об.].

Несмотря на то, что станица Баталпашинская не была преобразована в город, а выполняла лишь административную функцию, в сознании современников она отложилась как город. «Город Баталпашинск», «уездный» или «заштатный город Баталпашинск» упоминаются и в официальных изданиях, таких как «Кубанские областные ведомости» [8], «Порядок» [10] и др. Позже установившаяся традиция переместилась и в солидные издания середины XX века – «…Одновременно укрепление Майкоп и станица Баталпашинская переименовывались в города» [9, с.28]. Составители энциклопедического словаря по истории Кубани указывают, что «Существовавшие в Баталпашинской 8 кузниц, мыловаренный, кожевенный, тарный и скорняжный заводы с небольшим количеством рабочих не создавали прочного фундамента для превращения в город» [12, с.42].

В Государственном архиве Краснодарского края сохранилось дело «Об открытии г. Баталпашинска по проекту генерал-майора Кравцова» [2], но как следует из письма самого И. Кравцова, преобразованием занимался Тифлисский комитет [2, Л. 1-2]. Этот комитет, членом которого являлся и генерал-майор, определяя Баталпашинск уездным городом, предполагал, что город будет оказывать влияние на живущие в окрестностях черкесские племена [2, Л. 11 об.]. Несмотря на то, что текст наполнен эмоциями И. Кравцова, мы можем представить себе, как предполагалось открыть город.

Генерал-майор И. Кравцов предложил основать город Баталпашинск, либо вблизи казачьей станицы, либо преобразовать саму станицу в город. Еще  в 1869 году великий князь Михаил Николаевич принимает делегацию, обнадеживая ее в том, что здесь скоро будет город. В результате началась оживленная деятельность по устройству новых и переделке старых домов «применительно к потребностям городским» [2, Л. 7 об.]. «Все это в совокупности взятое… представляет из себя, вместе с живописными окрестностями и большими рощами и фруктовыми садами, окаймляющими Баталпашинск, довольно удовлетворительный вид уездного города…» и, что самое главное, по мнению И. Кравцова, «соединяет все необходимые условия и удобства, каких не имеет ни одно населенное место во всем уезде, как для помещения уездных учреждений военного, гражданского и судебного ведомства, так и дальнейшего развития городского населения, торговли и промыслов…» [2, Л. 8 об.-9].

Городское управление должно «учреждаться по точному смыслу высочайшего указа, упрощенное, по примеру отдаленных сибирских малолюдных городов; из городского старосты и двух или трех гласных письмоводителей и одного частного полицейского пристава, под начальством и наблюдением местного начальства» [2, 4 об.]. Когда же население предполагаемого города Баталпашинска увеличится, то тогда предполагалось ввести общественное городское управление на общем основании. Что же касается «специальных» городских повинностей (мощение улиц и тротуаров, освещение, то есть благоустройство города), то «…живущим в Баталпашинске, рано еще думать об этих удобствах, когда и сам областной город Екатеринодар их не имеет, или имеет только в зародыше…» [2, Л. 5].

Важным в деле образования города и вызывающем много споров был вопрос о земле. Согласно законодательству России, при преобразовании какого-либо селения в город, выгонная земля для него должна была отводиться из окружающих его казенных земель в таком количестве десятин, в каком по взаимному соглашению министерств Внутренних Дел и Государственных имуществ «будет признано необходимым и возможным отвести» [3, Л. 78 об.]. Если же таковых земель здесь не имеется, то городскому обществу предоставлялось право приобрести необходимую под выгон землю (например, путем покупки), при этом «прежние отводы городских…выгонов, как окончательно совершенные, остаются в своей силе…» [3, Л. 79]. Для преобразования населенного пункта в город требуется согласие его жителей. В ст. Баталпашинской проживало и гражданское население в числе 200 семейств [2, Л. 4], поддерживающее преобразование. Если же они «водворены не на своих собственных или выкупленных ими в собственность землях и состоят еще в обязательных отношениях за пользование землей своего надела, то для обращения поселения в город, необходимо также согласие и того владельца или ведомства, на земле коих устроено селение» [3, Л. 79]. На Кубани вся земля принадлежала Кубанскому казачьему войску, поэтому казачество, как правило, выступало против преобразования того или иного поселения в город, так как при этом теряло права на землю, отходившую к нему. В Баталпашинской иногородние имели дома с усадьбами, купленными у казаков, и занимались здесь торговлей и промыслами.

Согласно проекту распределения земель бывшего Кавказского линейного казачьего войска, в юртовом наделе станицы Баталпашинской сверх следуемой станичному обществу земли из войскового запаса было отмежевано 2860 десятин (с лесом – три тысячи) десятин [5, Л. 27 об., 100] «исключительно в виду предположения о преобразовании станицы этой в город и необходимости ей указанной земельной площади под городской выгон»[3, Л. 9 об., 44, 57 об.].

В 1885 г. Войсковое хозяйственное правление в журнальном постановлении от 17-го октября, указывая на то, что станица Баталпашинская до сих пор не преобразована в город, а станичное общество пользуется землей, предназначенной для предполагаемого города в своих целях, тогда как доход с нее должен поступать в войсковую казну, и просило разрешения у тогдашнего войскового наказного атамана, генерал-адъютанта, князя А.Д. Дондукова-Корсакова «изъять эти три тысячи десятин в войсковой запас для отдачи их затем в оброчное на общих основаниях содержание» [3, Л.10].

По вопросу о преобразовании станицы в город велась очень длительная переписка; всех «действующих лиц» условно можно разделить на тех, кто «за» и тех, кто «против». Вопрос о земле по-прежнему, вызывал много разногласий. 30 ноября 1885 года начальник Кубанской области в своем уведомлении сообщал, что повеление о преобразовании станицы в город не могло быть исполнено, т.к. казаки станицы Баталпашинской «не изъявили согласия переходить в городское состояние, а также не пожелали уступить из своего юрта и потребного количества земли для городского поселения» [3, Л.9]. Преобразование станицы Баталпашинской в город, согласно российскому законодательству, было возможно лишь при условии обращения коренного казачьего населения в мещане или припиской по желанию в ближайшие станицы, но такая мера «вызывается нежелательным осложнением, так как казаки не пожелают добровольно оставить свои хозяйства и переселиться в другие места» [3, Л. 39 об.].

В 1891 году была проведена ревизия некоторых административных учреждений Кубанской области. В отчете о ее проведении указывается, что «согласно указу 1869 г. станице Баталпашинской было отмежевано для будущего города 3000 десятин земли под выгон» и было признано необходимым «немедленно привести в исполнение высочайший указ о переименовании ст. Баталпашинской в город…» [3, Л. 15].

В печати также разгораются споры о том, быть или не быть городу. Экономическая жизнь в станице также вызывала много споров и разногласий. Так, например, корреспондент газеты «Порядок», выходившей в Санкт-Петербурге отмечает: «Баталпашинск по материальному положению гораздо богаче Майкопа; здесь большая лесная торговля. В те места Северного Кавказа, куда прежде лес доставляли по Волге и Дону через Ростов, теперь все идет из Баталпашинска; огромная масса скота; вблизи станицы каменно-угольные копи, соляные озера, сыроварни, кирпичный и лесопильный заводы, и т.п. В Баталпашинске, при населении до 7000 чел., более 50 магазинов и лавок с различными товарами, почти все уездные учреждения, как-то: полицейское управление, городское училище, ремесленное училище, мировой суд, телеграфная станция, почтовая и нотариальная конторы, больница, и пр.». Экономическую характеристику станицы корреспондент заканчивал словами: «Словом, недостает только, согласно высочайшей воле, преобразования Баталпашинска из станицы в город» [7].

3 октября 1894 года Кубанское областное правление в журнальном постановлении сообщало: «Обращение ст. Баталпашинской в город не вызывается жизненною неоходимостью…[3, Л. 30]». Далее приводятся следующие соображения: торговые обороты названной станицы за трехлетье (1891–1893 гг.) почти не изменяются; в1891г. – 656350 руб., в 1892 г. – 660904 руб., в 1893 г. – 678000 руб., то есть среднегодовой торговый оборот составлял 665085 рублей, в то время как в ст. Крымской – 848300 руб., а в ст. Лабинской – 2632800 рублей [3, Л. 37]. Указывалось также и на, что станица Баталпашинская не имеет «даже тех признаков внешнего благоустройства, которое указывало бы на его торговопромышленное развитие» [3, Л. 30 об.]. Здесь следует заметить, что Армавир, не будучи городом уже имел каменные здания, прекрасные мостовые и асфальтовые тротуары. Точку в спорах поставила резолюция областного правления, просившая об отмене «указа о возведении станицы Баталпашинской на степень города». В резолюции, мотивируя прошение об отмене преобразования говорилось: «Принимая во внимание…, что Высочайший указ 1869 г. о переименовании ст. Баталпашинской в город не приведен в исполнение в виду того, что не последовало Высочайшего повеления о наделе выгонною землей города Баталпашинска, как это было для города Екатеринодара, Темрюка и Ейска, и что казаки ст. Баталпашинской не изъявили согласия на переход в городское состояние…что ст. Баталпашинская составляет административный центр отдела, жители которой по незначительности годных для хлебопашества земель занимаются главным образом скотоводством, ни по своим торговым оборотам…ни по своему положению (вне существующей железнодорожной линии) …не может считаться сколько-нибудь важным торговопромышленным центром и рынком для других населенных пунктов отдела, находясь в неблагоприятных экономических условиях…и неблагоприятных климатических  условий (градобитие и северо-восточные ветра)…что ст. Баталпашинская с проведением дороги на Сухум, если это осуществится, может быть только стратегическим пунктом, а с развитием горного дела, которое начинается только по начатку, складочным местом и…что возведение ст. Баталпашинской в город возможно лишь при условии обращения коренного казачьего населения в мещане или припиской по желанию в ближайшие станицы…» [3, Л. 31-39 об.].

В рапорте начальника Кубанской области от 17-го сентября 1899 года, адресованному начальнику штаба Кавказского военного округа говорится: «…что же касается указания Министерства Внутренних Дел, что ст. Баталпашинская по количеству населения, торговому и экономическому развитию находится в значительно лучших условиях, чем многие города, подведомственные Министерству Внутренних Дел, то это указание в отношении ст. Баталпашинской не имеет существенного значения, так как в Кубанской области имеется много станиц, которые по количеству населения, торговому и экономическому развитию выше как станицы Баталпашинской, так и многих городов России». К таким станицам относятся Старощербиновская, Уманская и др., «тем не менее оставление их станицами не останавливает их торгового и экономического развития» [3, Л. 58].

Прошения об отмене преобразования были разостланы в различные инстанции, в том числе и в Военное министерство и в Сенат и на рассмотрение императора; решение было принято однозначное: «переименования станицы Баталпашинской в город не производить» [3, Л. 89].

Таким образом, город Баталпашинск существовал только в проектах, законодательно он оформлен не был, а что касается экономических характеристик, то в дореволюционный период времени станица Баталпашинская не достигла тех высот, которые позволили бы ей стать городом, как это было с Армавиром. В рассматриваемое время был заложен лишь фундамент, позже, уже в советское время, позволивший станице Баталпашинской превратиться в город Черкесск.

 

 

Литература и источники

1.     Баталпашинск // Города России: энциклопедия. М., 1994.

2.     ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 318. Оп. 2. Д. 1246.

3.     ГАКК. Ф. 318. Оп. 2. Д. 1938.

4.     ГАКК. Ф. 449. Оп. 2. Д. 1368.

5.     ГАКК. Ф. 574. Оп. 1. Д. 635.

6.     Города России: энциклопедия. М., 1994.

7.     Из Баталпашинска (Кубанской области) // Порядок. 1881. № 219.

8.     Кубанские областные ведомости. Екатеринодар. 1899. № 139.

9.     Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793 – 1985). Краснодар, 1986.

10.  Порядок. 1881. № 219.

11.  ПСЗ. Собрание 2-е. Т. 45 (1870). СПб., 1874. Ст. 48876.

12.  Энциклопедический словарь по истории Кубани / под ред. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 1997.

 

Автор и разработчик: Филиппов Евгений Васильевич

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz